Подписаться на новости и обновления блога

Пожалуйста, подождите...

Вы успешно подписались!

Топ комментаторов
  • Алла 13
  • Инесса 7
  • Любовь. 6
  • Татьяна 6
  • Надежда 5
  • Татьяна 5
  • Maksima. 3
  • Татьяна. 3
  • Вера 2
Персональный коучинг

Развитие речи с рождения до 7 лет: когда бить тревогу

Лого
Автор: Тема:
0 голосов

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!

В этой статье я опишу нормы развития речи у детей с рождения до старшего дошкольного возраста. Вы узнаете про нормы и отклонения, а главное, чем вы можете помочь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в онтогенезе

Онтогенез – это развитие человека на протяжении всей его жизни. В нашей статье мы будем рассматривать онтогенез в его узком значении, т е рассмотрим развитие речи ребенка с рождения до школы.

Речь каждого ребенка индивидуальна, и формируется у всех по-разному. Какие-то дети ее усваивают раньше, кто-то позже. Прежде чем ребенок начнет говорит, необходимы некоторые условия, такие как сформированные на определенном уровне слуховое и зрительное внимание, памяти, пассивный словарный запас. Вывод: как можно чаще и больше разговаривайте с ребенком, как только он родился. Речь-очень важное и необходимое условие для успешности ребенка в жизни.

К чему приводят отклонения в речевом развитии?

  1. Отстает психическое развитие
  2. Нарушается волевая и эмоциональная сферы
  3. Формируются замкнутость, нерешительность, ребенок чувствует себя ущербным
  4. Возникают трудности в освоении чтения и письма
  5. Снижается успеваемость ребенка, часто ребенка оставляют на повторное обучение

Вопросами речевого развития занимались и занимаются многие исседователи-психологи, лингвисты, дефектологи, физиологи.

Этапы формирования речи

Мы с вами рассмотрим формирование речи по предложенной схеме А.Н.Леонтьева

Ученый А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа формирования речи ребенка:

1-й — подготовительный — с рождения до 1 года;

2-й — преддошкольный— этап первоначального овладения языком — от года до 3 лет;

3-й — дошкольный — от 3 до 7 лет;

4-й — школьный.

Давайте поподробнее рассмотрим первые 3 этапа

Первый этап

Первый — подготовительный (с 0 до одного года).

Ребенок рождается, набирает полные легкие воздуха и….издает крик. Т.е с самого рождения у ребенка уже работают 3 отдела речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного и голосового.

Проходит какие-то полмесяца и ребенок с удовольствием вслушивается в голос мамы и близких, его окружающих.
Еще недели через две его плач можно остановить колыбельной. Чуть позже ваш малыш уже начинает поворачивать головку на звук. Вскоре ребенок уже различает и интонацию-при ласковой улыбается, смеется, при резкой, грубой плачет.

С нетерпением ждет каждый родитель, когда же его любимое дитятко издаст какие-то звуки, кроме плача. Обычно около 2 месяцев чадо уже гулит, а вместе с ним радостная мама, возможно вместе с папой.
Наступает время ставок-папа и мама спорят, какое слово их любимое чадо произнесет первым. Проходит еще месяц и родители могут уже услышать лепет ребенка – агу-агу, угу-угу, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба и т п). Заканчиваются споры между родителями: какое слово произнесет ребенок первым: мама или папа. Кто-то радостно потирает в углу руки от выигранного куша.

К 5 месяцам ребенок внимательно наблюдает, как двигают губами его родственники, склонившиеся над ним. И пытается повторять за своими родными. Ведь теперь надо закрепить эти навыки.

С 6 мес. ребенок, подражая родителям, произносит осмысленно слоги ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, тя-тя-тя-тя и т д
Очень скоро ребенок овладеет и тоном, и темпом, и интонацией речи.

Во втором полугодии малыш начинает запоминать слова и сопоставлять их с предметами. Но память у малыша еще временная, поэтому для запоминания ему требуется многократное повторение. Ребенок очень любит играть в игры: «Бух!», «Ку-ку!», «Дай!»Уже с 7 до 9 месяцев малыш как губка впитывает все различные сочетания звуков, повторяя их за взрослыми.

С 10 до 11 месяцев ребенок уже имеет реакцию на слова, он их понимает! Именно в это время важно, чтоб вокруг ребенка была правильная речь. Ведь все, что вы произносите, ребенок воспринимает как образец. Если раньше вы сюсюкали с чадом, прекращайте это делать!

К 11-12 месяцам ребенок произносит первые слова.

Второй этап

Второй — преддошкольный(от 1 — 3 года).

Как только ребенок осознанно произнес первое слово, подготовительный этап для него закончился и начался этап становления активной речи. Ребенку интересно повторять слова за окружающими. Он любит играть со словами-менять звуки местами, искажает их, пропускает. Одним словом ребенок может обозначать и слово и действие и просьбу. Например, словом пить он может выражать просьбу:»Дай попить», премет-бутылочка. Одновременно ребенок сопровождает свою речь жестами, мимикой. В зависимости от ситуации. Такую речь ребенка называют ситуационной.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Ребенок понимает, когда взрослый объясняет ему что-либо. Ребенок накапливает словарный запас.

Малыш продолжает накапливать свой словарь на протяжении 2 и 3 года жизни.

Посмотрите пример накопления словарного запаса у детей:

  • к полутора годам. —от 10 до 15 слов;
  • к концу 2-го года — около 300 слов
  • к 3 годам — примерно 1000 слов

После 2 лет дети уже формируют грамматический строй речи.
Например, мой сын в полтора года когда просил пить, говорил: «Мама, пить, Яся» Далее постепенно ребенок переходит к правильному построению фраз. После 2 лет он уже говорил: «налей пить»

К 2 годам ребенок уже может правильно называть количество предметов: один или много, произошло уже действие, происходит в настоящее время, или будет в будущем, и даже формируют правильно окончания слов.
Но все же в этом возрасте ребенок намного больше слов понимает, чем произносит.

Третий этап

Третий — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На этом этапе у детей еще наблюдается неправильное произношение. Ребенок чаще всего не выговаривает звуки с, з, ш, щ, р, л . Но ребенок уже слышит и понимает свои ошибки , пытается исправить неправильное произношение
Так же продолжается увеличение словарного запаса. Если к 3 годам ребенок знает примерно 1000 слов, то к 4-6 годам он употребляет в своей речи от 3000 до 4000 слов. Конечно, ребенок еще не говорит идеально, но он набирается речевого опыта.

После 3 лет речь ребенка, вернее, ее содержание, становится более сложным и увеличивается в объеме. В речи появляются сложные предложения, хотя чаще в своей речи ребенок употребляет простое распространенное предложение.(«Я дом большой построил»; «Я стану большой красивой тетей»).

После 4 лет ребенок спокойно использует в своей речи сложные предложения («Потом, когда я уезжала от бабушки, она мне подарила спицы, пряжу, чтобы я вязала дома») Дети могут выстраивать свои высказывания в виде короткого рассказа.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он самостоятельно, без наводящих вопросов может пересказать текс из 50 предложений. На слух ребенок отличает гласные звуки от согласных, а чуть позже начинает различать твердые и мягкие согласные, шипящие.

К 5 годам у ребенка должна быть чистая речь с правильным произношением.

Когда бить тревогу

Когда же стоит бить тревогу?

Внимательно прочитайте признаки нарушения речи и не медлите, обратитесь к специалисту. Вовремя принятые меры не оставят и следа от проблемы, а попустительство может привести к умственной отсталости ребенка

    • Если в 6 месяцев ребенок не отвечает, не откликается на голос или звуки
    • Если в 9 месяцев не откликается на свое имя
    • Если в 12 месяцев нет лепета, или он был, а затем исчез
    • Если в 15 месяцев не понимает простых слов, например, «бай-бай», «пока-пока», «ку-ку»
    • Если в 18 месяцев не говорит ничего, кроме «мама», «папа»
    • Если в 2 года не говорит предложениями из 2 слов
    • После 2 лет говорит как младенец
    • Если в 2 с половиной года даже родители не понимают речь своего ребенка

  • Если в 3 года не употребляет простые предложения
  • Если в 3,5 года речь ребенка не понимают окружающие.
  • Если в 4 года ребенок не выговаривает много звуков (кроме р, л, ш, с)
  • Если в 5 лет не может составить правильное предложение
  • После 5 лет ребенок заикается
  • Если в 6 лет ребенок не может подобрать нужное слово при разговоре, ни к месту переставляет слова
  • Если в любом возрасте речь ребенка невыразительная, или голос осиплый


А закончить свою статью я хочу словами: «любите своего ребенка, больше жизни любите! И не забывайте не при каких обстоятельствах, что вы несете за него полную ответственность!»

Если статья оказалась для вас полезной, подписывайтесь на обновления блога и рекомендуйте ее в соц сетях.

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Этот блог с упоением читают тысячи женщин и один мужчина. Присоединяйся, мы этого так ждали!

Пожалуйста, подождите...

Вы успешно подписались!

Коментариев к статье: 73

  • geomineral.ru 11 июня 2017 | 12:23

    Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. Такой подход является ошибочным, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений. Уже к 2,5–3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя различные грамматические формы

    Ответить

Оставить коментарий

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!:
Я хочу получать обновление этого блога