Оглавление
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
В этой статье я опишу нормы развития речи у детей с рождения до старшего дошкольного возраста. Вы узнаете про нормы и отклонения, а главное, чем вы можете помочь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в онтогенезе
Онтогенез – это развитие человека на протяжении всей его жизни. В нашей статье мы будем рассматривать онтогенез в его узком значении, т е рассмотрим развитие речи ребенка с рождения до школы.
Речь каждого ребенка индивидуальна, и формируется у всех по-разному. Какие-то дети ее усваивают раньше, кто-то позже. Прежде чем ребенок начнет говорит, необходимы некоторые условия, такие как сформированные на определенном уровне слуховое и зрительное внимание, памяти, пассивный словарный запас. Вывод: как можно чаще и больше разговаривайте с ребенком, как только он родился. Речь-очень важное и необходимое условие для успешности ребенка в жизни.
К чему приводят отклонения в речевом развитии?
- Отстает психическое развитие
- Нарушается волевая и эмоциональная сферы
- Формируются замкнутость, нерешительность, ребенок чувствует себя ущербным
- Возникают трудности в освоении чтения и письма
- Снижается успеваемость ребенка, часто ребенка оставляют на повторное обучение
Вопросами речевого развития занимались и занимаются многие исседователи-психологи, лингвисты, дефектологи, физиологи.
Этапы формирования речи
Мы с вами рассмотрим формирование речи по предложенной схеме А.Н.Леонтьева
Ученый А. Н. Леонтьев выделил 4 этапа формирования речи ребенка:
1-й — подготовительный — с рождения до 1 года;
2-й — преддошкольный— этап первоначального овладения языком — от года до 3 лет;
3-й — дошкольный — от 3 до 7 лет;
4-й — школьный.
Давайте поподробнее рассмотрим первые 3 этапа
Первый этап
Первый — подготовительный (с 0 до одного года).
Ребенок рождается, набирает полные легкие воздуха и….издает крик. Т.е с самого рождения у ребенка уже работают 3 отдела речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного и голосового.
Проходит какие-то полмесяца и ребенок с удовольствием вслушивается в голос мамы и близких, его окружающих.
Еще недели через две его плач можно остановить колыбельной. Чуть позже ваш малыш уже начинает поворачивать головку на звук. Вскоре ребенок уже различает и интонацию-при ласковой улыбается, смеется, при резкой, грубой плачет.
С нетерпением ждет каждый родитель, когда же его любимое дитятко издаст какие-то звуки, кроме плача. Обычно около 2 месяцев чадо уже гулит, а вместе с ним радостная мама, возможно вместе с папой.
Наступает время ставок-папа и мама спорят, какое слово их любимое чадо произнесет первым. Проходит еще месяц и родители могут уже услышать лепет ребенка – агу-агу, угу-угу, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба и т п). Заканчиваются споры между родителями: какое слово произнесет ребенок первым: мама или папа. Кто-то радостно потирает в углу руки от выигранного куша.
К 5 месяцам ребенок внимательно наблюдает, как двигают губами его родственники, склонившиеся над ним. И пытается повторять за своими родными. Ведь теперь надо закрепить эти навыки.
С 6 мес. ребенок, подражая родителям, произносит осмысленно слоги ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, тя-тя-тя-тя и т д
Очень скоро ребенок овладеет и тоном, и темпом, и интонацией речи.
Во втором полугодии малыш начинает запоминать слова и сопоставлять их с предметами. Но память у малыша еще временная, поэтому для запоминания ему требуется многократное повторение. Ребенок очень любит играть в игры: «Бух!», «Ку-ку!», «Дай!»Уже с 7 до 9 месяцев малыш как губка впитывает все различные сочетания звуков, повторяя их за взрослыми.
С 10 до 11 месяцев ребенок уже имеет реакцию на слова, он их понимает! Именно в это время важно, чтоб вокруг ребенка была правильная речь. Ведь все, что вы произносите, ребенок воспринимает как образец. Если раньше вы сюсюкали с чадом, прекращайте это делать!
К 11-12 месяцам ребенок произносит первые слова.
Второй этап
Второй — преддошкольный(от 1 — 3 года).
Как только ребенок осознанно произнес первое слово, подготовительный этап для него закончился и начался этап становления активной речи. Ребенку интересно повторять слова за окружающими. Он любит играть со словами-менять звуки местами, искажает их, пропускает. Одним словом ребенок может обозначать и слово и действие и просьбу. Например, словом пить он может выражать просьбу:»Дай попить», премет-бутылочка. Одновременно ребенок сопровождает свою речь жестами, мимикой. В зависимости от ситуации. Такую речь ребенка называют ситуационной.
С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Ребенок понимает, когда взрослый объясняет ему что-либо. Ребенок накапливает словарный запас.
Малыш продолжает накапливать свой словарь на протяжении 2 и 3 года жизни.
Посмотрите пример накопления словарного запаса у детей:
- к полутора годам. —от 10 до 15 слов;
- к концу 2-го года — около 300 слов
- к 3 годам — примерно 1000 слов
После 2 лет дети уже формируют грамматический строй речи.
Например, мой сын в полтора года когда просил пить, говорил: «Мама, пить, Яся» Далее постепенно ребенок переходит к правильному построению фраз. После 2 лет он уже говорил: «налей пить»
К 2 годам ребенок уже может правильно называть количество предметов: один или много, произошло уже действие, происходит в настоящее время, или будет в будущем, и даже формируют правильно окончания слов.
Но все же в этом возрасте ребенок намного больше слов понимает, чем произносит.
Третий этап
Третий — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На этом этапе у детей еще наблюдается неправильное произношение. Ребенок чаще всего не выговаривает звуки с, з, ш, щ, р, л . Но ребенок уже слышит и понимает свои ошибки , пытается исправить неправильное произношение
Так же продолжается увеличение словарного запаса. Если к 3 годам ребенок знает примерно 1000 слов, то к 4-6 годам он употребляет в своей речи от 3000 до 4000 слов. Конечно, ребенок еще не говорит идеально, но он набирается речевого опыта.
После 3 лет речь ребенка, вернее, ее содержание, становится более сложным и увеличивается в объеме. В речи появляются сложные предложения, хотя чаще в своей речи ребенок употребляет простое распространенное предложение.(«Я дом большой построил»; «Я стану большой красивой тетей»).
После 4 лет ребенок спокойно использует в своей речи сложные предложения («Потом, когда я уезжала от бабушки, она мне подарила спицы, пряжу, чтобы я вязала дома») Дети могут выстраивать свои высказывания в виде короткого рассказа.
Когда ребенку исполняется 5 лет, он самостоятельно, без наводящих вопросов может пересказать текс из 50 предложений. На слух ребенок отличает гласные звуки от согласных, а чуть позже начинает различать твердые и мягкие согласные, шипящие.
К 5 годам у ребенка должна быть чистая речь с правильным произношением.
Когда бить тревогу
Когда же стоит бить тревогу?
Внимательно прочитайте признаки нарушения речи и не медлите, обратитесь к специалисту. Вовремя принятые меры не оставят и следа от проблемы, а попустительство может привести к умственной отсталости ребенка
- Если в 6 месяцев ребенок не отвечает, не откликается на голос или звуки
- Если в 9 месяцев не откликается на свое имя
- Если в 12 месяцев нет лепета, или он был, а затем исчез
- Если в 15 месяцев не понимает простых слов, например, «бай-бай», «пока-пока», «ку-ку»
- Если в 18 месяцев не говорит ничего, кроме «мама», «папа»
- Если в 2 года не говорит предложениями из 2 слов
- После 2 лет говорит как младенец
- Если в 2 с половиной года даже родители не понимают речь своего ребенка
- Если в 3 года не употребляет простые предложения
- Если в 3,5 года речь ребенка не понимают окружающие.
- Если в 4 года ребенок не выговаривает много звуков (кроме р, л, ш, с)
- Если в 5 лет не может составить правильное предложение
- После 5 лет ребенок заикается
- Если в 6 лет ребенок не может подобрать нужное слово при разговоре, ни к месту переставляет слова
- Если в любом возрасте речь ребенка невыразительная, или голос осиплый
А закончить свою статью я хочу словами: «любите своего ребенка, больше жизни любите! И не забывайте не при каких обстоятельствах, что вы несете за него полную ответственность!»
Если статья оказалась для вас полезной, подписывайтесь на обновления блога и рекомендуйте ее в соц сетях.
До новых встреч!
Коментариев к статье: 73
Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. Такой подход является ошибочным, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений. Уже к 2,5–3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя различные грамматические формы