Тема. Тундра
Форма: игровое проектирование.
Класс: 4
Цель:формирование у учащихся представления о природной зоне – тундра.
Задачи:
Образовательные:познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека в этой природной зоне.
Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с информацией, картой, развивать познавательный интерес.
Воспитательные:воспитывать интерес к предмету, познанию окружающего мира.
Формируемые УУД:
Предметные:получить представление о природной зоне тундры;познакомиться с географическим положением тундры;с климатическими условиями зоны;узнать особенности растительного и животного мира тундры;познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
Метапредметные:
Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные: уметь работать в группе; высказывать своем мнение, принимать точку зрения другого.
Познавательные:уметь использовать полученную информацию;преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: осознавать потребность в бережном отношении к природе; выражать положительное отношение к познанию окружающего мира.
Оборудование:«рюкзаки» с заданиями для каждой группы, карточки с названиями групп, цветные треугольники в конверте для распределения по группам, материалы для каждой группы (ватман, клей, ножницы).
Парты в классе расставлены для работы в пяти группах.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Сообщение темы и целей урока. Самоопределение к деятельности
— Друзья, сегодня я приглашаю вас принять участие не просто в уроке окружающего мира, а в уроке-экспедиции. Что такое экспедиция? Кто знает? Обратимся к словарю В. Даля.
- Экспедиция – поездка, поход группы лиц, отряда с каким-л. специальным заданием. Научная э. Спасательная э.
— Цель нашей экспедиции – конечно же, научная, в результате которой мы должны будем изучить природную зону, её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека.
III. Мотивация учебной деятельности
Первое задание нашей экспедиции – определить маршрут экспедиции,
природную зону, которую будем изучать. Для этого в предложенной записи уберите лишние буквы
ССТСУССНСДССРСАС
Ответ: тундра.
Нам необходимо объединиться в 5 групп с помощью цветных карточек с названием групп и соответствующих цветных треугольников, т.е. случайным выбором.
Учитель предлагает каждому учащемуся, не глядя в конверт, взять треугольник. Учитель расставляет карточки с названиями групп, ребята рассаживаются по своим местам. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
— Работаем в группах: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи», «Географы», «Почемучки».
— Какие правила необходимо соблюдать, работая в группе? (Работать дружно, уважать мнение другого члена группы...)
- Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
— А сейчас наши географы, ботаники, зоологи, экологи, почемучки получат «рюкзаки» с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны. Результат работы – создание и защита группового творческого проекта.
«Рюкзак» для географов:
- Карточка с вопросами:
- На какой территории расположена зона тундры?
- Какую форму земной поверхности, занимает тундра? (равнина, горы, возвышенность).
- Какие особенности климата этой зоны? (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
- Из чего состоит почва тундры? Почему в тундре много болот?
Материалы-помощники:
- карта природных зон;
- учебник (с. 84);
- карточки с изображением растений тундры.
«Рюкзак» для ботаников:
- Карточка с вопросами:
1.Какие растения растут в тундре?
- Как растения приспособились жить в тундре? (Корни, стебли, листья растений тундры)
Материалы-помощники:
- гербарий;
- учебник (с. 85);
- карточки с изображением растений тундры.
«Рюкзак» для зоологов:
- Карточка с вопросами:
- Какие животные и птицы обитают в тундре?
- Как они приспособились к жизни? (Чем питаются, внешний вид)
Материалы-помощники:
- карточки с изображение зверей и птиц тундры;
- учебник (с. 86 — 90).
«Рюкзак» для экологов:
- Карточка с вопросами:
- Каков основной вид занятия населения тундры?
- Какие экологические проблемы возникли в тундре?
- Как человек охраняет природу тундры?
Материалы-помощники:
- карточки с изображение оленеводов, редкие животные тундры, фото заповедника;
- учебник (с. 90 — 92).
«Рюкзак» для почемучек
Задание: составить толстые и тонкие вопросы к прочитанному тексту и иллюстрациям.
Материалы-помощники:
- учебник (с. 84-94);
- карта природных зон;
- гербарий;
- атлас животных.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
- V. Физминутка(используется песня «Увезу тебя я в тундру»).
- VI. Презентация работы в группах.
Заслушиваются выступления представителей от каждой группы.
VII. Закрепление материала.
- Просмотр видеоматериала «Тундра».
- Заполнение контурных карт.
VIII. Рефлексия.
- Индивидуальная работа в тетради
Синквейн«Природная зона тундра».
- 1 строка: Тундра
- 2 строка: бескрайняя, заснеженная
- 3 строка: удивляет, холодит, расстилается
- 4 строка: ждет дальнейшего освоения
- 5 строка: равнина.
- IX. Итог урока
– Считаете ли вы свою группу успешной по сравнению с другими и почему?
– Что бы вы изменили, если бы мы повторили экспедицию?
– Какие навыки вы приобрели, выполняя задания, и как они могут помочь вам в жизни?
Каждая группа выносит на обсуждение всего класса оценку, которую заработали за урок, аргументируют ее.
- X. Домашнее задание.
Подобрать интересный материал из дополнительных источников о тундре.
Литература:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. / В.И. Даль, составитель В. И. Даль. – 2-е изд. Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей., 1956. – Т. 1. А – З.
https://gufo.me/dict/dal/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. – Москва: Просвещение, 2016.
Источники:
Видеоурок «Тундра»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=26&v=fLaEHlv5t9A&feature=emb_logo