Ф.И.О. учителя | Маковеева Ирина Сергеевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Клaсс | 1 |
Тема мероприятия | «Прощание с Азбукой» |
Цель | Повторить алфавит, закрепить знания о звуках и буквах. Воспитывать у детей любовь к книге как к источнику знаний, формировать интерес к чтению, развивать актёрские способности, убеждать, что добросовестное обучение в школе – святая обязанность каждого ученика. |
Оформление | класс(зал) украшен шариками и рисунками букв, которые сделали первоклассники |
Атрибуты | 11 камушков, листья, буквы, прищепки, веревки, сачок, дипломы, подарки |
Участники | первоклассники (10 мальчиков, 10 девочек), 12 учеников старших классов, гости (родители, бабушки и дедушки). |
Роли | Ученики, Буратино, Мальвина, Буква Я, Единица, Двойка, Тортилла, лиса Алиса, кот Базилио, пиявочки, Дуремар, Азбука |
Ход праздника
Учитель: Дорогие гости, в этот день мы рады приветствовать вас на празднике прощания с Азбукой. Встречайте виновников торжества!
ПОД КРАСИВУЮ МЕЛОДИЮ ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ.
1 ученик:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас!
2 ученица: мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой лучший, первый класс!
3 ученик:
Мы в школе почти целый год учились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
4 ученица:
Знает каждая девочка и каждый мальчишка:
Первый класс — это первая книга.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта-Азбука!
5 ученик:
Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку»:
Ель, топор, лопата, руки —
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные —
Гласные, согласные.
6 ученица:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и АУКАТЬ,
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
7 ученик: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель:
Уважаемые гости! Позвольте Вас поздравить
И на суд ваш нашу сказку, с разрешения представить.
В ней известные герои из знакомых сказок
Видят в вас помощников, ждут от вас подсказок.
Кто не боится здесь помогать нам делом?
Ну-ка руки поднимите, кто тут самый смелый?
Сказок много знаете? крикните тогда
Весело и дружно вместе слово «Да»!
В зал под весёлую песню выбегают Буква Я, Буратино и Мальвина с письмом в руках (приглашённые дети старших классов).
Буратино: Я буду читать.
Буква Я (пытаясь выхватить письмо): Нет, я, я, я !!!
Буратино: Я — последняя буква в алфавите.
Мальвина: пожалуйста, не ругайтесь, это неприлично.
Буква Я:
Ну, не знаю, прилично или неприлично
Я хочу, чтобы везде
Впереди стояло я.
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Я, ведь, вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы по сравнению со мной недоразумение!
8 ученик (сердито):
Так, друзья мои,
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый! (показывает кулак букве Я)
9 ученица:
Нужно тут нам разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ.
Буква Я сама поймёт!
8 ученик (сердито):
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд!
Буква Я:
Не хочу водиться с вами
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
9 ученица:
Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строку,
Правда, стало быть, твоя.
Буква Я:
Чтобы я, да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я.
Учитель:
Буква Я взялась за дело. (буква Я пишет на листе буквы Я)
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела ...
Написать она сумела только
Я, я, я, я, я.
Буква Я (грустно):
Я, ребята, виновата.
Признаю свою вину.
Я согласна стать, ребята,
Самой крайней в строю.
Буратино: Вот это правильно, буква Я. Отдай письмо!
Буква Я: Скажи волшебное слово. Даже дети его знают.
Мальвина: Ребята, какое это слово?
(Дети дружно кричат «пожалуйста». Буратино недовольно морщится.)
Буратино: Ну какая же ты «футы-ну-ты»! Отдай письмо, пожалуйста!
(Буква Я протягивает Буратино письмо. Он радостно читает письмо.)
Буратино: «Дарагой рибята! Вы натуральный пирваклашники и можете смело зокривать двери в строну Знаний. А ключик вам нихто не принесет. Паздравляю вас, рибята! Ваша Азбука».
(когда Буратино читает письмо, Мальвина и Буква Я возмущаются).
Буква Я: Закрывать дверь в страну Знаний, ключик никто не принесёт?
Мальвина: могла ли Азбука, ребята, написать это письмо?
(Дети хором отвечают: «нет»)
Хихиканье за кулисами (двойка и единица): Они прочитали!
В ЗАЛ ВЫХОДЯТ ЕДИНИЦА И ДВОЙКА
Двойка: (обращается к ребятам): Что, понравилось вам наше письмо?
Единица: Мы просто молодцы! Познакомьтесь ...
Единица:
Я Двойкам сестрица,
Красавица единица!
Меня из школы вечно
Все гонят бессердечно!
Ругают, обижают,
Совсем не уважают.
За что — сама не знаю!
Детей я обожаю!
Повторяю, им: «Отдохните!»
Уроков не учите!
Тетради закрывайте!
Гуляйте и играйте! «
Двойка:
А я на лебедя похожа!
Стройная, величавая и красивая!
Скажите, в чем я не права,
И чем плохая оценка «два»?
Готовы мы помочь с сестрой
Остаться с вами на год-другой!
Ведь всем, как дважды два, понятно,
Что полениться так приятно!
Учитель:
Ах, вот, кто это написал!
Но вас сюда никто не звал!
Двойка:
Как никто не звал?
Мы целый год за вами наблюдали
Друзей себе мы выбирали!
Ленивых и неопрятных искали.
Учитель:
Вы наблюдать то наблюдали,
Но время даром потеряли!
Сможете ли ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нужно делать утром?
Единица:
Это должен каждый знать:
Надо всем … дольше спать.
Учитель: Это не про наших ребят вы говорите, наши мальчики и девочки не ленятся и любят физкультуру.
(Выбегает ученик, всех приглашает на весёлую зарядку — машет рукой).
Физминутку «Солнечная»
Учитель: Вот видите, наши ребята с двойками и единицами никогда не подружатся!
Двойка: не хотите с нами дружить — так и не надо.
Учитель: Вы лучше скажите нам, где письмо от Азбуки?
Единица: Привет — пока! Ищите письмо на дне пруда!
Единица и двойка убегают, хихикая, под весёлую мелодию.
Буква Я: Ох, горе нам! Утопили единица и двойка важное письмо!
Буратино: Да не пугайтесь вы! Нырну я в этот пруд — и письмо у меня в руках.
Мальвина: как же ты нырнёшь? Ведь ты деревянный! Ребята, скажите, разве дерево может нырять? («Нет»)
Буратино: Я вспомнил! Нам поможет моя старая знакомая — тётушка Тортилла.
Танец лягушат. Входит Тортилла.
Тортилла:
Затянуло тонкой тиной
Гладь старинного пруда.
Здравствуй, милый Буратино!
Что случилось у тебя?
Буратино:
Тетушка Тортилла, помогите
Письмо из пруда нам верните.
Тортилла:
Рада я помочь ребятам,
Раз на празднике беда,
Ведь была когда-то тоже,
Я бодрая и молодая!
Тортилла: я вспомнила, мне лягушата рассказывали, что единица и двойка крутились вокруг пруда. Давайте отправимся туда и найдём письмо.
Игра «Прыжки по листьям кувшинки» (две команды по 10 человек, камушков 11, листья лежат на полу)
Буратино, Мальвина и Буква Я убегают за кулисы.
Под камешками дети находят письмо от Азбуки. Чья команда первой разбирает камни, да и читает письмо.
Письмо Азбуки.
Мальчики и девочки! Спешу к вам на праздник. Из букв, которые лежат в конверте, соберите моё имя и произойдёт чудо. Ваша Азбука.
Учитель (достаёт из конверта буквы З, Б):
Только две буквы остались.
Остальные потерялись.
Тортилла: наверное, единицы и двойке кто-то помогал шалить.
Учитель: Я догадываюсь, кто помогал. Слышите, ребята?
Звучит начало песни Лисы Алисы и Кота Базилио и входят Кот и Лиса, разговаривая между собой (Буква Я, Мальвина и Буратино убегают)
Лиса: Обманули нас двойка и единица. Сказали, что буквы важны.
Кот: Что за них много золотых монет нам дадут, что без них важное слово не получится.
Лиса: ты снова все перепутал. Как раз из них-то слово получится. Ау! Уа!
Кот: что это ты лиса за звуки издаёшь?
Учитель (обращаясь к ребятам):
Ребята, нам надо спросить кота и лису и вернуть нужные буквы. Помощники, выходите!
10 ученик:
Эту букву любят птицы:
Голубь, галка, грач, горлица.
Кто нам сможет подсказать
И эту букву указать?
(когда ребята отгадывают букву, тогда показывает букву Г Лисе Алисе)
Лиса (забирает букву, а свою букву А отдаёт): Меняемся-меняемся! Вот это важная буква! Столько слов можно составить из неё!
11 ученица:
В алфавите она третья.
Сразу ты ее приметишь.
Что же это за вертушка,
Ванька-встанька, веселушка?
(когда ребята отгадывают букву, тогда показывает букву В коту)
Кот (забирает эту букву, а свою букву у отдаёт): Меняемся! Какая весёлая буква. Надо Карабасу продать для выступления в театре.
РЕБЯТА, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЛИ СТИХИ, ПОДНИМАЮТ С ПОЛА БУКВЫ И ОТДАЮТ УЧИТЕЛЮ. (А, У)
Учитель (показывает на буквы в руках у кота и лисы):
Кот и лиса, скажите, что за звуки обозначают эти буквы? (В, Г)
Кот: Это вы тут учёные, вот и говорите.
Лиса: Откуда мы знаем. Нас в стране Дураков этому не учат. А вы где научились?
Ребята все вместе: В школе!
Лиса: А что такое школа?
12 ученик:
Что такое школа? Задан был вопрос.
«Школа — это храм!» — Даня сказал.
«Это наш учитель!» — Машин был ответ.
«Это класс, ребята, утренний привет!»...
13 ученица:
«Для меня же школа — все мои друзья:
Тема, Миша, Саша и, конечно, я!»
«Школа — это радость, школа — это свет,
Первые пятёрки, у доски ответ ...»
14 ученик:
Школа! Школа! Школа! Ты часть моей души.
Пролетают птицей в школе наши дни ...
В школе мы взрослеем, мир мы познаем,
Радуемся, плачем и вперёд идём!
Кот: Ничего себе. Вот это школа. Лиса я тоже хочу учиться в школе и познакомиться с азбукой!
Лиса: Котик, котик, погоди.
Без меня не уходи!
Кот и лиса ходят из зала под музыку.
Звучит мелодия, выбегает пиявочки, пританцовывая. Дуремар идёт грустный и волочит за собой сачок.
Пиявочка:
Что скучаешь ты, Дуремар?
Потерял ли свой товар?
Дуремар:
С единицей подружился —
Весь мой бизнес развалился!
Не могу теперь считать.
Как мне пиявки продавать?
Пиявочка:
А давай-ка, скорее
Спросим тех, кто умнее.
Учитель:
Ну, ребята, выходите,
Дуремар помогите.
ИГРА «ПОМОГИ ПОСЧИТАТЬ ПИЯВКИ ДУРЕМАРУ» (прищепки, две команды по 5 человек цепляют прищепки на верёвки, потом ещё две команды снимают их).
Дуремар обращается к ребятам:
Вы мне очень помогли.
Ни печали, ни тоски.
И не зря пришёл я к вам.
(обращается к пиявок)
Посмотри во все стороны:
Все ребята хорошие!
Веселятся от души!
Учитель: Это хорошо, Дуремар, что смогли развеселить тебя. Может быть, и ты нас выручишь?
Дуремар: Что случилось? Конечно, чем смогу, помогу.
Учитель: В нашем королевстве появились две проказницы — единица и двойка. Они взяли буквы. Без этих букв мы не сможем составить волшебное слово.
Дуремар: Какие это буквы, ребята?
ДЕТИ ХОРОМ ОТВЕЧАЮТ (А, К)
Пиявочка: Дуремар, я видела эти буквы у тебя в сачки. Ты, наверное, вместо пиявочек достал из пруда буквы!
Дуремар: Где же мой сачок? Пиявочка, помоги мне, пожалуйста! (Пиявочки достаёт из сачка буквы и отдаёт учителю).
Учитель: Спасибо большое вам! Это очень важные буквы!
Дуремар: Теперь нам пора возвращаться домой. Меня уже заждались пиявочки.
Пиявочка: До свидания, друзья!
Дуремар и пиявочки идут под весёлые мелодии.
15 ученик
На базар ходил
Комарик
И приобрёл себе
Букварик.
Говорит он маме, папе:
— Хочу азбуку учить!
Учитель: наступил торжественный момент, ребята! Предлагаю вам составить из этих букв слово Азбука.
ИГРА «СОБЕРИ СЛОВО АЗБУКА» (выходят 6 человек, им дают буквы, они выстраиваются так, чтобы получилось слово АЗБУКА).
КОГДА СОБРАЛИ СЛОВО, ТО ВКЛЮЧАЕТСЯ СКАЗОЧНАЯ МЕЛОДИЯ, ВХОДИТ АЗБУКА.
Азбука:
Вот и я, мои друзья! Всех вас видеть рада я!
Вы в школе почти целый год учились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
Я верным помощником в этом вам стала.
И первые буквы я Вам показала.
Буквы потом сложились в слова,
Слова — в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу!
16 ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старания не были напрасными!
Учитель: Ребята, сегодня вы прощаетесь не только с Азбукой, но буквы Вас будут сопровождать всегда и везде. Во всех учебниках вы будете читать слова и вспоминать, как познакомились с Азбукой.
17 ученица:
Но научились мы не только читать,
Теперь умеем правильно писать.
И мы уже давно не дети,
Ведь мы напишем правильно Жи-ШИ,
Поставим верно точку, мягкий знак,
Нас в этом не запутаешь никак!
18 ученик:
Да, изменились мы за это время.
И выросли, и повзрослели,
И в знаниях продвинулись вперёд,
Узнать друг друга лучше мы успели
До свиданья, Азбука!
Мы тебя не забудем!
Азбука:
Праздник окончен,
Спасибо друзья,
С книгой дружите.
скромный подарок
Я вам дарю.
Растите, творите,
Я всех вас люблю!
Азбука: Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшем обучении!
19 ученица:
До свидания, Азбука!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт!
ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ И ПОДАРКОВ
Учитель:
Ты, Первоклассник, просто молодец!
В тетрадях научился ты писать,
Решать задачи, АЗБУКУ читать.
Старался очень, не жалея сил.
Похвалу ты честно заслужил!
20 ученица:
Грустно нам сейчас прощаться,
Но надо дальше отправлять.
Будем быстро развиваться,
И наукам обучаться.
Песня- «Учат в школе»
Учитель: Уважаемые родители, спасибо за внимание! Все ребята были большие молодцы, хорошо учились и старались, познакомились со всеми буквами алфавита, дальше нас ждёт долгая дорога в страну грамматики!