Доброго времени суток, друзья. Моя статья посвящена родителям будущих первоклассников. Как определить, готов ли ребенок к школе? К сожалению, большой процент детей приходит в 1 класс неготовыми. И родители начинают искать репетиторов, хотя чаще всего оказывается, что они поздно забили тревогу.
Итак, готовность ребенка определяется зрелостью:
1. физической
2. психологической
3. эмоциональной
4. социально-коммуникативной
Давайте разберемся во всех этих пунктах
1. Физическая зрелость.
Развитие ребенка должно соответствовать его возрастным нормам. Приучите сыны или дочь к зарядке, занимайтесь закаливанием. Очень важно правильное питание для растущего организма. Если вас тревожит рост или вес ребенка, не ждите чуда-что он израстется, обратитесь к специалистам. И чем раньше, тем лучше. В более раннем возрасте проблемы решаются легче. Приучите ребенка к режиму дня, сами подавайте пример. Не позволяйте детям больше положенного времени сидеть в гаджетах.
2. Психологическая зрелость.
Ребенок должен ориентироваться в быту, уметь одеваться-раздеваться, шнуровать ботинки. Многие ленивые родители вместо того, чтоб обучить ребенка такому полезному занятию, как шнуровка, покупают ему обувь на липучке. У ребенка должен быть определенный багаж знаний об окружающем мире, сформированный для его возраста определенный уровень интеллекта. Ребенок должен быть любознательным, с общирным словарным запасом. Вы должны понимать, что ваш будущий ученик должен выговаривать все звуки русского языка. Сейчас можно найти огромное количество тестов для определения готовности ребенка к школе.
3. Эмоциональная готовность.
Понаблюдайте, умеет ли ребенок владеть своими эмоциями, играть со сверстниками, проигрывать им. Может ли ребенок определенное время выполнять какое-то задание, даже не интересное ему. Как ведет себя по отношению ко взрослым, знакомым и незнакомым.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников и взрослых. Умеет ли ребенок отстаивать свою точку зрения, быть лидером, понаблюдайте, как относятся к нему сверстники, комфортно ли ребенку в коллективе. Легко ли ребенку общаться со взрослыми. Одним из таких будет учитель.
Хочу предложить вам опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.
1. Оценка базового опыта ребенка:
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития:
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития:
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития:
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться:
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития:
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если на все вопросы Вы ответили утвердительно, то Вас можно поздравить: ваш ребенок готов к школе. Если не все ответы утвердительные, то Вы сами увидите, в какой области нужно поработать с ребенком.
Берегите своих детей, любите. Я желаю Вам успехов в воспитании и надесь, моя статья оказалась полезной для вас. До встречи, Ваша Ирина Маковеева, мама 4 детей