Оглавление
Несмотря на то, что малышу всего лишь 6-7 лет, к нему необходимо относиться как к индивидууму. Каждая личность по-своему формируется, взрослеет, осваивает все больше различных навыков. В этот момент у детей мышление работает в ускоренном темпе. Поэтому вступление в ряды школьников – это захватывающий этап в их жизни, но и весьма важный. Главное, определить уровень готовности к школе своего чада.
Компоненты психологической готовности
Психологически детвора готова к посещению учебных заведений и обучению, если развитие детей в этом плане уже достигло заданной планки. То есть, в дальнейшем, они адекватно реагируют на школьный курс, правильно его воспринимают, усваивают, дружат с одноклассниками, выстраивают коммуникации с взрослыми.
Познавая школьный мир, детям понадобятся определенные умения. С их помощью они смогут обуздывать эмоции, следить за своим поведением, взаимодействовать с одноклассниками, вырабатывать послушание перед учителями, чтобы не оспаривать их просьбы, а выполнять все, что необходимо для качественного обучения.
Компоненты интеллектуальной готовности
Поглощение знаний детьми будет происходить успешно при одном первостепенном аспекте – интеллектуальному уровню готовности к школе. Постичь учебную деятельность не сложно, если взаимосвязано и на высоком уровне работает память, внимание, мышление, воображение, подключается интерес к знаниям. Готовность в интеллектуальном плане подразумевает, что ребенок будет уметь обобщать, делать выводы на основании имеющейся у него информации. А также задавать вопросы, несложно рассуждать, пересказывать. Соответственно, основные компоненты интеллектуальной готовности к школе это:
- развитое мышление;
- владение речью;
- меньше фантазий, а больше рационального подхода к действительности;
- ориентирование в пространстве.
Важно иметь и хорошее умственное развитие, чтобы не отставать в классе и наравне со всеми воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. А этот показатель всецело зависит от того, как сформировалось мышление образами и словесно-логическое.
Эмоционально-волевая готовность
Взрослея, ребенок приобретает другой характер эмоциональности. Компоненты готовности к школе следующие:
- создание целей;
- анализ информации, способствующий самостоятельному принятию решений;
- продумывание того, как действовать в определенной ситуации, успешная реализация своего плана;
- при возникновении препятствий – приложение усилий для их устранения;
- после совершенного действия ребенок оценивает достигнутые результаты;
- становится более дисциплинированным;
- развивается самоконтроль, самоорганизованность;
- дошкольник рад идти в школу, учиться, узнавать новое.
Личностная готовность
Происходит изменение социальных приоритетов. Ребенок позиционирует себя школьником. Он понимает, что теперь появились определенные правила, обязанности.
Компоненты готовности к школе следующие:
- налаженный контакт с учителем;
- контроль личных поступков, поведения;
- понимание того, что требуется делать в школе;
- налаженный контакт с одногодками;
- отсутствие заниженной самооценки, правильное отношение к своим способностям.
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность
У детского населения формируются качества, которые дают им возможность находить общий язык с взрослыми и одногодками. Перед дошкольником возникает задача – войти в детское общество, действовать сообща с другими, уметь проявить гибкость, уступить, но и защитить себя и свои интересы. Компоненты готовности к школе:
- умение быть коммуникабельным с одногодками;
- коммуникации с взрослыми;
- подчинение интересам детского общества.
Готовность ребенка к школе следует установить заранее. Некоторые дети еще могут не достичь того момента, когда готовы столкнуться с системой обучения и развиваться в этом направлении. Отдавая преждевременно таких детей в школу, их обрекают на длительный и сложный адаптационный период. Нередко у них возникают трудности с обучением. Как правило, они не избавляются от своих проблем не только в первом классе, а продолжают накапливать их в течение всей школьной жизни. Соответственно, им необходима качественная дошкольная подготовка.